28 июня 2025 2025-06-28 7 Время чтения 15 минут Прочитать позже

Отправим материал на почту

Согласен на обработку персональных данных. политика конфиденциальности

Т-150К: технические характеристики, обзор, описание

Трактор Т-150К – одна из самых узнаваемых и долгоживущих моделей сельскохозяйственной и промышленной техники, разработанной в Советском Союзе. Эта машина, производимая Харьковским тракторным заводом (ХТЗ), стала символом надежности и универсальности. Ее применяли в самых различных отраслях – от обработки почвы до выполнения транспортных задач. В статье подробно рассмотрим историю создания Т-150К, технические характеристики и эксплуатационные показатели, которые сделали его незаменимым помощником на протяжении многих десятилетий. Ответим на часто встречаемые вопросы, например, сколько весит трактор Т-150Колесный – масса с навесным оборудованием и без такового.

История трактора Т-150

Разработка серии колесных тракторов Т-150 началась в 1960-х годах в СССР. Целью было создание мощной и универсальной машины, которая могла бы заменить устаревшие модели и обеспечить высокую производительность в условиях крупномасштабного сельского хозяйства. Первый прототип Т-150 был представлен в 1967 году, а серийное производство началось в 1971.

Модификация Т-150К (колесный вариант трактора) быстро завоевала популярность благодаря высокой скорости передвижения по дорогам и повышенной маневренности по сравнению с гусеничной версией (Т-150). Изначально трактор предназначался для работы с тяжелыми навесными и прицепными орудиями, а также для выполнения транспортных операций. Его конструкция, включающая шарнирно-сочлененную раму, обеспечивала отличную проходимость и равномерное распределение нагрузки.

На протяжении десятилетий Т-150К постоянно модернизировался. Вносились изменения в двигатель, трансмиссию, кабину и гидравлическую систему, что позволяло машине оставаться незаменимой и соответствовать современным требованиям.

Технические характеристики трактора Т-150К

Т-150К отличался выдающимися для своего времени техническими характеристиками, которые обеспечивали его высокую производительность:

  • Изначально на Т-150К устанавливали дизельные двигатели СМД-60 и СМД-62 (позднее СМД-62.5) производства завода «Серп и Молот». Это были V-образные шестицилиндровые моторы с турбонаддувом, мощностью 150 л.с. Впоследствии появились модификации с двигателями ЯМЗ-236 (Ярославский моторный завод) мощностью до 180 л.с., что во много раз увеличило тяговые возможности трактора.
  • Трансмиссия с механической, четырехрежимной коробкой передач с переключением скоростей внутри каждого режима без разрыва потока мощности. Это обеспечивало плавность хода и удобство управления.
  • Ходовая часть – колесная с шарнирно-сочлененной рамой. Колесная формула – 4х4, все ведущие колеса. Шины с развитым грунтозацепом обеспечивали отличное сцепление с почвой.
  • Гидравлическая система – раздельно-агрегатная, с насосом производительностью до 90 л/мин. Она позволяла агрегатировать с колесным трактором широкий спектр навесного и полунавесного оборудования.
  • Кабина – двухместная, с хорошим обзором, оснащенная системой отопления и вентиляции. В более поздних модификациях улучшилась эргономика и уровень комфорта.

Габариты трактора Т-150 (колесный вариант): длина около 5700 мм, ширина ~2400 мм, высота около 3100 мм, вес трактора Т-150 на колесах – от 8,5 до 9,5 тонн в зависимости от модификации и комплектации.

Характеристики трансмиссии и ходовки

Трансмиссия и ходовая часть трактора Т-150К – элементы исключительные. Они обеспечивают высокую проходимость, маневренность и способность работать с тяжелыми нагрузками. Эти узлы разрабатывались с учетом специфики эксплуатации в различных условиях, что и обусловило их надежность и эффективность.

Трансмиссия Т-150К – одна из наиболее характерных и инновационных для своего времени систем.

Она разработана с целью обеспечения максимальной эффективности передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам и удобства управления:

  • Тип трансмиссии – механическая, ступенчатая, с гидроподжимными муфтами (ГПМ). Эта конструкция позволяла переключать передачи под нагрузкой в пределах каждого рабочего диапазона, что было значительным преимуществом, так как исключало разрыв потока мощности и потерю скорости.
  • У коробки передач четыре режима работы, каждый из которых включал несколько передач. Типичная конфигурация предусматривала 16 передач переднего хода и 8 – заднего. Это обеспечивало широкий диапазон скоростей для различных видов работ – от тяжелых полевых до транспортных.
  • Переключение в коробке передач осуществлялось с помощью рычагов в кабине. Благодаря использованию гидроподжимных муфт механизатор мог переключать передачи в пределах режима без выключения сцепления, что значительно упрощало работу и повышало производительность.
  • Раздаточная коробка интегрирована в общую схему трансмиссии, отвечала за распределение крутящего момента на передний и задний мосты.
  • Главные передачи и бортовые редукторы обеспечивали дополнительное снижение скорости и увеличение крутящего момента на колесах, что позволяло трактору развивать высокое тяговое усилие.

Ходовая часть Т-150К отличалась уникальной для того времени шарнирно-сочлененной рамой и полным приводом, что обеспечивало трактору высокую проходимость.

Конструкция рамы шарнирно-сочлененная, состоящая из двух полурам (передней и задней), соединенных между собой горизонтальным и вертикальным шарнирами:

  • Горизонтальный обеспечивал взаимное качание полурам в поперечной плоскости, что позволяло всем четырем колесам постоянно контактировать с грунтом даже на неровной поверхности.
  • Вертикальный обеспечивал поворот трактора путем изменения угла между полурамами, что устраняло необходимость в поворачивающихся мостах и значительно улучшало маневренность на ограниченных площадках.

Колесная формула – 4х4, то есть все колеса ведущие. Постоянный полный привод обеспечивал максимальную тягу и проходимость в сложных условиях. Ведущие мосты: передний и задний оснащались дифференциалами, обеспечивающими равномерное распределение крутящего момента между колесами.

Колеса и шины – крупногабаритные пневматические с агрессивным протектором обеспечивали низкое удельное давление на почву и превосходное сцепление даже на рыхлых, влажных или вязких грунтах. Размер шин – 21.3R24 или аналогичные.

Подвеска зачастую жесткая или с минимальным демпфированием, так как основная функция трактора – тяговые работы, а не комфортная езда по дорогам. Но шарнирно-сочлененная рама сама по себе способствовала более плавному преодолению неровностей.

Сочетание передовой трансмиссии с уникальной шарнирно-сочлененной ходовой частью сделало Т-150К машиной, способной выполнять самые тяжелые работы в разнообразных условиях, от распашки целинных земель до буксировки многотонных прицепов по бездорожью.

Эксплуатационные показатели трактора Т-150К

Эти характеристики всегда были на высоком уровне – это и объясняет широкое распространение и долгий срок службы:

  • Простота конструкции и доступность запасных частей сделали Т-150К одним из самых ремонтопригодных тракторов. Возможность проведения ремонта в полевых условиях была одним из главных преимуществ.
  • Благодаря мощному двигателю и универсальной гидравлической системе Т-150К мог выполнять широкий спектр задач: пахоту, культивацию, боронование, посев, уборку урожая, транспортные работы – буксировка тяжелых прицепов, а также работы в лесном хозяйстве и строительстве.
  • Шарнирно-сочлененная рама и полный привод обеспечивали отличную проходимость по бездорожью, на влажных почвах и в условиях пересеченной местности.
  • Хотя расход топлива мог быть значительным при максимальных нагрузках, общая экономичность эксплуатации достигалась за счет долговечности, низкой стоимости обслуживания и высокой производительности.
  • Высокая тяговая мощность и возможность работы с широкозахватными орудиями позволяли Т-150К обрабатывать большие площади за короткое время, что было важно для крупных сельскохозяйственных предприятий.

Видео описание

На видео — испытание трактора Т-150К в экстремальных условиях:

Коротко о главном

Т-150К трактор – это целая эпоха в истории отечественного машиностроения. Его вклад в развитие сельского хозяйства и других отраслей трудно переоценить. Несмотря на появление более современных моделей, Т-150К до сих пор остается в строю во многих хозяйствах, подтверждая свою легендарную надежность и эффективность.

Top