21 июня 2025 2025-06-21 39 Время чтения 15 минут Прочитать позже

Отправим материал на почту

Согласен на обработку персональных данных. политика конфиденциальности

Трактор Т-4 «Алтай» Алтайского тракторного завода

В сельском хозяйстве работы на почвах сложной проходимости выполняются с помощью гусеничной техники, которая отличается хорошей проходимостью и надежностью. Родоначальником такого транспорта является трактор. Первая серийная модель Т-4 сошла с конвейера АТЗ в 1964 году. Позже появились новые модификации с улучшенными техническими характеристиками. Некоторые параметры сохранили актуальность до наших дней. Давайте рассмотрим, какими особенностями обладает базовая конструкция и трактор Т-4А, преимуществами и недостатками эксплуатации алтайца.

Особенности гусеничного трактора Т-4

Тягач Т-4 разрабатывался специально для сельхоз работ на залежных, целинных почвах. По мере его эксплуатации круг задач постепенно расширялся. Помимо пахоты его использовали для мелиорации земель, в строительной индустрии и при укладках дорог.

Особенностью базовой конструкции считается надежность, неприхотливость основных узлов машины, включая двигатель. Однако при передвижении по мерзлому грунту ощущалась сильная вибрация, что указывало на недоработку полужесткой подвески. Вдобавок – низкий показатель максимальной скорости (до 9 км/ч). Из-за этого алтайца стали называть утюгом.

Базовая модель выпускалась в период с 1964 по 1970 годы. Далее место на конвейере занял модернизированный трактор Т-4А, который можно встретить на полях и в наше время. Его оснастили более мощным двигателем и улучшенной конструкцией отдельных рабочих узлов. Позже появились модификации Т-4АП и Т-4А.01. В первом варианте машину дополнили бульдозерным оборудованием, во втором – изменили кабину (каркасную основу дополнили термо- и шумоизоляцией, увеличили оконные проемы, усовершенствовав обзорность).

Справка!

Модель Т-4А выпускалась на Алтайском тракторном заводе в течение 28 лет, вплоть до 1998 года. Решение о снятии с производства было продиктовано появлением на рынке новой высокотехнологичной гусеничной техники, обеспечивающей более комфортные условия труда.

Характеристики гусеничного трактора Т-4

Трактор Алтаец относится к четвертому тяговому классу. Вес конструкции – 7600 кг. Габариты машины – 4475 х 1952 х 2615 мм (Д х Ш х В). Клиренс – 360 мм. Расстояние между углублениями от колеса на дороге – 1384 мм.

Алтаец не отличается высокой рабочей скоростью. Максимальное значение составляет всего 9,17 км/ч. На заднем ходу и того меньше – 6,78 км/ч. Показатель давления на грунт – 0,44 кг/см2. Тип используемого топлива – дизель. Емкость топливного бака довольно вместительная – 300 л.

Гусеничный трактор поддерживает 12-ступенчатую КПП механического типа (8 передач вперед и 4 назад). Переключение на задний ход выполняется с помощью отдельного рычага. КПП оснащена реверсивным редуктором, имеющим прямозубые шестерни цилиндрической формы.

Устройство заднего моста включает такие элементы, как:

  • главная коническая передача;
  • механизм поворота планетарного типа.

Первый трактор Т-4 выпускался с дизельным двигателем СМД-22М. Его мощность составляла 90 л. с. Всего через несколько месяцев агрегат сменили на АМ-01.

Его технические характеристики привлекательней предшественника:

  • мощность двигателя – 110 л. с.;
  • объем – 11,15 л;
  • крутящий момент – 570 Н•м.

Запуск машины производится с помощью ПД-10У с 2-ступенчатым редуктором и топливным баком 4,5 л. Сам процесс осуществляется из кабины стартером СТ-350 либо шнуром под капотом ручным способом.

Кабина машины металлическая двухместная. Несмотря на наличие пружин под сидением оператора, при передвижении по мерзлым грунтам ощущается сильная вибрация. К тому же в обшивке отсутствует слой шумоизоляции. С учетом этих факторов говорить о комфорте не приходится.

Технические характеристики трактора Т-4А

Разработка данной модели велась более 50 лет назад, но до сих пор машина считается настоящим богатырем в своей категории. Это обусловлено выдающимися техническими параметрами, некоторые из которых могут конкурировать с современной техникой.

Габариты гусеничного трактора: 4684 х 1952 х 2545 мм (Д х Ш х В). Вес заправленной конструкции – 8145 кг. Несмотря на увеличение общей массы и уменьшения клиренса (340 мм), машина остается маневренной, с легкостью выполняет свои функции даже на самых твердых грунтах.

Время работы на одной заправке осталось неизменным. Разницу в весе с предшественником компенсирует чуть более вместительный топливный бак – 320 л.

Некоторые технические данные достались Т-4А по наследству от базовой модели. Это, к примеру, трансмиссия и коробка передач. Главными компонентами остаются: 2 тележки, пара гусеничной цепи и балансировочная рессора, обеспечивающая устойчивость машине при проходе по склонам.

Тип движителя трактора

По этому параметру обновленная модель осталась гусеничной, обеспечивая высокую проходимость на сложной местности и твердых грунтах. В конструкции вес распределен равномерно, что позволяет обрабатывать почву, не причиняя ей вреда. Машина имеет хорошую тяговую силу, но совсем не подходит для перемещения по дорогам общего назначения.

Имидж гиганта трактор Т-4А сохраняет благодаря дизельному двигателю А-01 с показателем мощности 130-135 л. с.

За время выпуска Алтайца его оснащали следующими модификациями мотора:

  • А-01МСИ-1;
  • А-01МРСИ-1;
  • А-01МКСИ-1.

Существенных различий между этими агрегатами нет. Все они – четырехтактные с суммарным числом цилиндров 6 ед. Диаметр охвата каждого составляет 130 мм. Расположены они в ряд вертикально. Движение поршней в цилиндрах происходит в такой последовательности: 1-5-3-6-2-4. Частоту их вращения задает коленвал, который имеет номинальный показатель 1700 оборотов в минуту.

Кабина и управление трактором

Трактор Т-4А изначально имел металлическую кабину с минимальным теплоизолятором. Каждая новая модернизация приближала данный узел до оптимального варианта, обеспечивающего приемлемые условия труда оператору. Комфортными их, конечно, назвать сложно, но они реально улучшились.

Что имеет итоговая версия:

  • отопление;
  • утепляющий слой;
  • пылеотводитель (вентилятор);
  • 2 мягких кресла (водительское и пассажирское).

Тягач управляется с помощью рычагов. Каждый имеет свое назначение. Перед началом движения выжимается сцепление, после чего выбирается нужная передача. После плавного отпуска педали сцепления рычагом подается газ, машина начинает ехать. Во время работы оператор ориентируется на приборную панель. Все датчики в ней – аналогового типа. Модернизация данного узла не проводилась даже в последние годы существования тракторного завода.

Опыт эксплуатации трактора Т-4А: достоинства и недостатки

Учитывая опыт эксплуатации, можно утверждать, что проект Т-4А имеет свои достоинства и недостатки, как любая инженерная конструкция.

Сильные стороны тягача:

  • универсальное применение;
  • высокая прочность, долговечность;
  • хорошая совместимость с навесным оборудованием, производительная гидравлика;
  • коробка передач, оснащенная реверсом и 12 передачами;
  • повышенная проходимость;
  • надежный двигатель.

Не лишена машина и недостатков.

В их число вошли:

  • внушительный вес и габариты, снижающие маневренность;
  • полужесткая подвеска, не дающая развиться большой скорости;
  • малый ресурс гусениц;
  • трудоемкое обслуживание и ремонт, что объясняется сложным доступом к важным узлам.

Принимая во внимание сильные стороны и недостатки тягача, его назначение определили как узконаправленное. Львиная доля ресурса расходуется на пахоту.

Видео описание

В этом видео – эксклюзивный обзор уникального гусеничного трактора Т-4А с габаритной кабиной, представляющего собой значительное обновление классической советской модели:

Коротко о главном

Гусеничный трактор Т-4 по праву считается революционной разработкой, которая помогла механизировать многие задачи в сельхоз отрасли, а также других сферах. Однако технические характеристики машины сильно устарели. Использовать ее сейчас нецелесообразно с учетом больших затрат на обслуживание, заправку и ремонт.

Top